Реальное планирование деятельности ребёнка

 

 

В чём состоит реальность планирования дня? В учёте особенностей психики ребёнка. Любой ребёнок всегда будет казаться взрослому человеку слегка заторможенным, даже если этот ребёнок будет сверхактивным. Это происходит из-за разности направления течения времени для взрослых и для детей. У детей нет или почти нет никакого представления о будущем. Нет никакого абсолютно понятия о планировании своих действий на длительный период времени. Они не могу планировать. Дети полностью поглощены своим настоящим, они живут в нём. Дети реализуют свои задачи с отличной, от взрослых, скоростью. Взрослые уже вполне овладели абстрактным мышлением, и вполне могут абстрагироваться от настоящего, для создания образа будущего. Они (взрослые) могут планировать своё и не только будущее, наметить план его достижения и определить задачи для последовательного их выполнения. Дети этого не умеют. А ещё им крайне сложно, полностью находясь в своём настоящем, быстро переключиться на другую деятельность. Поскольку ребёнку для выхода из настоящего в игре или в занятии, необходимо дойти до какого-то логического завершения выполняемого действия. Они не могут начать сразу выполнять родительские указания потому, что так устроена детская психика и нервная система, как носитель детской психики. Детям трудно жить по расписанию родителей не потому, это расписание плохое, а потому, что оно не учитывает их потребности в более длительной перестройке с одного вида деятельности на другой. Он просто немного нереалистичен в вопросах временного обеспечения этой деятельности. Проще. Детям надо больше времени для каждого запланированного дела. И не важно, что при этом количество дел уменьшится. Лучше сделать хорошо немногое, чем многое плохо. Если, например, взять ребёнка смотрящего телевизор, то перед тем, как дать ему какие-либо указания, его надо отвлечь от экрана, то есть привлечь внимание ребёнка к себе и к тому, что родитель собирается сказать. А это требует дополнительного времени. Поэтому реальное планирование дня требует от родителей учёта особенностей психики ребёнка, и предоставлении достаточного количества времени для перестройки на другой вид деятельности. Какое количество времени можно считать достаточным? Такое, которое позволяет детям сделать дело без спешки и раздражения. А вам при этом не торопить их и не подгонять, повторяя одно и то же. Самое неприятное, что повторное напоминание и поторапливание только замедляют процесс выполнения вашего же задания вашим же ребёнком. Вы это видите в собственной жизни. Если хотите, чтобы что-то никогда не было сделано, начните часто напоминать и подгонять. Обычная реакция ребёнка при этом от остановки и слёз, до агрессии и полного отказа делать что-либо. Ещё один фактор, препятствующий ребёнку быстро менять деятельность, отсутствие интереса к этой деятельности.

На что это похоже?

Но чаще дети заинтересованы делать всё необходимое, но только в том случае, когда взрослые дают им для этого время,  то есть не подгоняют, не торопят и не превращают полезную деятельность в какое-то издевательство.

Очень интересный факт. Постоянная спешка и поторапливание делают детей более уставшими, чем длительная работа в школе. От этого устают не только дети, но и взрослые. Спешка порождает страх. Большая занятость и спешка в страхе «не успеть» — огромный стресс и для детей и для родителей. Вряд ли наши дети и мы при этом становимся лучше. Получается, что именно мы (взрослые) создаём этот стресс и для себя и для ребёнка. Нереально большим количеством запланированных дел и постоянными требованиями к ребёнку поторопиться. Стресс ухудшает качество жизни. И вот нам уже хочется отдохнуть, чтоб никто не мешал. А куда деть ребёнка? Ему нужны мы, а нам отдых. Мы становимся пассивными и раздражительными, и ребёнок на нашем фоне кажется нам несносным и ужасным. Мы своими руками создаём проблему. А выход прост. Планируйте деятельность ребёнка адекватно и реально. И главное! Никогда не подгоняйте ребёнка, если конечно не хотите, чтобы он потерял интерес к данной деятельности. Но это может работать и наоборот. Если вы хотите, чтобы ребёнок не совершал какие-либо действия, дайте ему задание это выполнить и постоянно и часто торопите его.

 

Дети вообще с трудом переходят к новой деятельности (а если учесть, что вся деятельность вначале новая…), и часто возвращаются к той, которая была перед этим. Возвращаются потому, что она более знакома или более интересна. Это происходит до тех пор, пока данная деятельность не перестанет быть новой, то есть станет привычной. Любая новая деятельность сама по себе вызывает стресс, тем более у детей. Но вот мы решили ускорить процесс осуществления ребёнком деятельности, которая ещё не стала автоматизмом. Ускорить процесс одевания, раздевания питания, умывания и любого другого …..-ания. И как это делается? Традиционно. А какой результат? УЖАСНЫЙ! Ребёнок уже испытывает стресс (деятельность то новая), а тут мы такие торопливые. Торопим, подгоняем, злимся и пр. Мы сами замедляем овладение ребёнком этими навыками, до огромных размеров увеличивая стресс, испытываемый ребёнком. Стресс растёт, и ребёнку уже надо гораздо больше душевных сил, чтобы с ним справиться. Часто не справляются – в результате истерики перед этим видом деятельности и нежелание ребёнка самостоятельно одеваться, раздеваться, питаться, умываться и …-аться.

  • Надо дать себе и ребёнку время не торопиться. В первую очередь себе, ребёнок подтянется. Особенно это важно на этапе освоения каких-либо навыков. Чем меньше стресс во время освоения навыка, тем быстрее он осваивается и тем охотней ребёнок выполняет его самостоятельно.
  • Стоит убрать из своего словаря слова: «ДАВАЙ!», «ПОТОРОПИСЬ!», «МЫ ОПАЗДЫВАЕМ!», «ПОШЛИ!»

Чтобы сборы в детский сад, к примеру, были быстрыми и дети были заинтересованы делать всё сами, надо сделать так, чтобы мы их не тревожили и не подгоняли.

 

 

 

Источник

Загрузка...

Оставить комментарий