Школьная медиация: актуальность, метод, возможности

Воспитание нового поколения – вопрос, не теряющий своей актуальности на протяжении всей истории человечества.

Александр Баранов академик РАМН, отмечает, что дети составляют 20% населения России, но это 100% будущего России. Таким образом, родительская общественность, система образования и государство в целом заинтересованы в создании благоприятных условий для развития детей и появлении инновационных методов усовершенствования образовательной среды, а главное, в этом нуждаются сами учащиеся. В данных условиях особую важность приобретает психологическая безопасность ребенка как базовая потребность развивающейся личности.

Согласно общепринятому в научной литературе определению, под психологической безопасностью понимают целостность и устойчивость психики, духовное и физическое здоровье личности. Ведущие специалисты в сфере образования говорят о необходимости моделирования безопасной социальной среды, где возможно сохранение и развитие здоровья нового поколения. Между тем, образовательное учреждение — это срез общества и для него характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями, между сотрудниками и администрацией. Существенная часть конфликтов носит деструктивный характер, что чревато травматическими последствиями. Таким образом, остро встает вопрос о повышении конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса.

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) ставит перед образовательной системой следующую задачу: организация школьных служб примирения,  нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

Одним из эффективных методов решения данной задачи является метод "Школьной медиации", который ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса. "Школьная медиация" – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка — от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Цели метода "Школьной медиации" можно сформулировать следующим образом:

· создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; · воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

· улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Метод школьной медиации основан на методе медиации, как альтернативном способе урегулирования конфликтов с участием третьей нейтральной стороны. В процедуре медиации конфликт решается взаимоприемлемым способом для обеих сторон, таким образом медиативный подход позволяет минимизировать негативные последствия конфликтов.

Метод школьной медиации открывает перед образовательным учреждением следующие возможности:

· минимизация деструктивных последствий конфликтов;

· повышение конфликтологической компетенции всех членов образовательной среды;

· формирование безопасной образовательной среды;

· воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении.

Метод школьной медиации рекомендован ФГБУ «Федеральный институт медиации», как эффективный способ решения ряда воспитательных задач, а также, как один из способов обеспечения безопасности образовательной среды.

Литература:

1. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. Баева И.А. – М., 2002.

2. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы Шамликашвили Ц. А., Хазанова М. А. Психологическая наука и образование. 2014. № 2.

3. Основы медиации как процедуры урегулирования споров / Учебное пособие/ Ц. Шамкиашвили — М., Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и юридического консультирования», 2013 г.

4. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. – М., 2012.

Источник

Загрузка...

Оставить комментарий